Какой Он, Всевышний Аллах? Размышлять о сущности Аллаха нам запрещено, потому что попытки представить Всевышнего приводят нас к заблуждению. Имам Ас-Суюти в своём толковании Корана приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не размышляйте о сущности Господа». Аль-Байхаки в книге «Аль-Асмаи ва ссифат» передаёт хадис от Ибн Аббаса, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Размышляйте обо всём, но не размышляйте о сущности Аллаха». Смысл хадиса заключается в том, что для познания Аллаха не требуется представление и воображение. Также суждение, основанное на воображении, приводит к ошибке. Беда некоторых невежественных людей в том, что им трудно принять убеждение в существовании Всевышнего без Его представления. Они говорят: «Как мы можем быть убеждены в бытии Существующего, не представив Его?» Ответ: «Не разрешается пытаться познать Всевышнего Аллаха с помощью воображения». Потому что Всевышний не является Тем, Кого можно представить, так как любая воображаемая вещь должна быть кем-то представлена в каком-то образе, который отличается от образа другой вещи. А ведь Всевышний создал все вещи, придав им формы и образы, и у Него нет создателя, придавшего Ему форму. Любые воображения, мысли, размышления являются сотворёнными. Какой бы облик, образ, форму чего-либо ни представил человек, видел ли он это или нет, – всё это будет сотворённым. Если представить луну, которую мы видим, то наше представление будет сотворённым, так как луна является сотворённой. Если представить Арш (Трон), который мы не видели, то наше представление о нём тоже будет сотворённым, так как и сам Арш является сотворённым. Что же касается Всевышнего, то Он не является сотворённым. Поэтому, как бы ни утруждал себя человек в попытках представить Всевышнего, он не получит никакого результата. Как можно вообразить Того, Кого невозможно вообразить? По этому поводу сподвижник Али сказал: «Поистине, Тот, Который создал образ, нет у Него образа». Представление, воображение приводит к ошибочному суждению в связи с тем, что представление – это сравнение того, что ты не видел, с тем, что ты видел. А ты, человек, не видел ничего, кроме сотворённого. Когда человек пытается представить что-либо, он автоматически сравнивает то, что он не видел, с тем, что увидел. Не допускается сравнивать Всевышнего Аллаха с сотворённым. По этой причине представление приводит к ошибочному суждению. Мы не видели Всевышнего, и если попытаемся Его представить, это приведёт нас к суждению, основанному на воображении. Но нам не вменили в обязанность следовать воображению, напротив, мы должны следовать Шариату. В Священном Коране установлено, что Всевышнего Аллаха невозможно вообразить и постичь мыслями. Всевышний сказал (смысл): «Взоры не могут постичь Его» (сура «аль-Анам», аят 103). То есть Его невозможно представить. Всевышний сказал: « وَأَنَّ إلى رَبِّكَ الْمُنْتَهَى » Смысл: «Твоему Господу принадлежит конечный предел» (смысл 42-го аята суры «ан-Наджм»). То есть мысли рабов не способны постичь Его. Такое толкование дали этому аяту сподвижник Убай ибн Каб и табиин Абдурахман ибн Убай Нуам. Убай ибн Каб сказал: «Он недосягаем для мыслей рабов, мыслями не постичь Его». Абдурахман ибн Убай Нуам говорил: «Не достигнут Его мысли того, кто пытается размышлять о Нём». Так установлено Шариатом. Это подтверждает разум. А разум является свидетелем Шариата. Учёные ахлю сунны придерживаются понятий, которые соответствуют Шариату и не противоречат разуму. Что касается тех, кто пытается представить Всевышнего, они лишают себя этого. Они не размышляют над словами Всевышнего (смысл): «Неужели они не призадумались о том, кому принадлежит власть над небесами и землёй, о всём сущем, что сотворил Аллах» (сура «аль-Араф», аят 185). Всевышний повелел нам размышлять о Его творениях, чтобы мы узнали, что Он не подобен им. Этот аят содержит повеление о размышлении. Необходимо размышлять о творениях Аллаха , так как это усиливает наше убеждение в существовании Всевышнего, в Его могуществе и всезнании. Что касается размышлений о сущности Всевышнего, то они являются запретными, потому что они приводят к уподоблению Всевышнего творениям. Мы не можем представить нашего Создателя. Тот, кто представляет Его огромных размеров, подобно Аршу или больше него, не познал Своего Господа. Тот, кто представляет Всевышнего в образе человека, не познал Его. Тот, кто представляет Аллаха окружающим всё со всех сторон таким образом, что всё – Арш, земля и небеса – находится внутри Него, не познал Своего Господа. Поразмыслим о творениях Творца Посмотрим на природу: зимой мы испытываем холод, летом – жару. Кто же переводит её из одного состояния в другое? Она меняется сама по себе? Конечно же, нет. Есть Тот, Кто меняет одно состояние земли на другое. Небеса, человек, деревья, все растения имеют различные состояния. Есть Тот, Кто переводит их из одного состояния в другое. Точно так же, как Он вывел всё из небытия к бытию. Вот причина, по которой нам велено размышлять о творениях Творца, так как эти размышления приводят к осознанию существования Господа. Размышлять о сущности Аллаха нам запрещено, потому что попытки представить Всевышнего приводят нас к заблуждению. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Размышляйте обо всём, но не размышляйте о сущности Аллаха». Все сподвижники и те, кто был после них, были убеждены в том, что Всевышний Аллах не имеет подобия. Те хадисы и аяты, явный смысл которых даёт противоположное предположение, имеют своё толкование. Имам Джафар ат-Тахави, являвшийся имамом в «Акыде» в третьем столетии по Хиджре, говорил: «Всевышний Аллах превыше границ, пределов, частей, органов, приспособлений. Не окружает Его ни одно из шести направлений, в отличие от всех созданных». Его слова означают, что Всевышний превыше того, чтобы быть телом, ограниченным формой. Граница – это конец. Органы – это большие части тела: голова, руки, ноги. Приспособления – это мелкие части: нос, губы, пальцы. Всё это является качествами творений. Слова ат-Тахави: «Не окружает Его ни одно из шести направлений, в отличие от всех созданных» – означают, что некоторые творения находятся наверху, другие – внизу, часть на востоке, часть на западе, но Всевышний превыше этого. Этого придерживались сподвижники, праведные предшественники и учёные. Всё вышесказанное извлекается из священного аята (смысл): «Нет ничего, подобного Ему» (сура «аш-Шура», аят 11). Кто противоречит этому убеждению, оказывается в заблуждении и отделяется от большинства уммы Мухаммада (мир ему и благословение), названого в хадисе Посланника (мир ему и благословение) «ас-Савад аль-Азам». А если… Если же спросят муджасим (антропоморфист – тот, кто приписывает тело Аллаху) и мушаббих (уподобляющий Аллаха творению): «Как мы будем поклоняться Тому, Кого мы не можем представить?», скажи им: «А кто сказал, что представление Аллаха является частью имана (веры)? Разве нет того, что мы не можем представить, но всё-таки мы верим в это? Поистине прежде не было ни света, ни тьмы. Невозможно представить время, когда нет ни света, ни тьмы, но Всевышний сказал (смысл): «Хвала Аллаху, который сотворил небеса и землю, устроил мрак и свет!» (сура «аль-Анам», аят 1). Аллах сотворил мрак и свет после того, как их не было. Мы верим в это, так как отрицание хоть одного аята приводит к неверию. Подобно этому мы верим, что невозможно представить Всевышнего, который сказал (смысл): «Нет ничего, подобного Ему» (сура «Фуссилат», аят 11). Его невозможно представить в воображении и постичь разумом. Как можно стараться представить Аллаха, когда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не размышляйте о сущности Господа»? Имам Ахмад сказал: «Каждый раз, когда ты представляешь Аллаха, Он противоположен твоему представлению о Нём». Да поможет нам Всевышний Аллах быть и умереть мусульманами, подчинившимися Господу миров!

Теги других блогов: ислам вера Аллах